ТОЛСТОЙ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1828–1910) – великий русский писатель. Родился 26 августа (9 сентября) 1828 в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии, (ныне музей-усадьба в Тульской области) в одном из самых знатных русских дворянских семейств. Первые годы жизни Толстого прошли в имении родителей Ясная Поляна недалеко от города Тулы. Теплые и трогательные воспоминания о детстве были связаны у Толстого и со старшим братом Николенькой. В первой повести Толстого Детство ее герой Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений». Эти слова мог бы сказать о своем детстве и автор повести. В 1837 семья Толстого переезжает из Ясной Поляны в Москву. Закончилось безмятежное, радостное детство. Летом этого года неожиданно умирает отец, опекуншей осиротевших детей становится их тетка, сестра отца Александра Ильинична Остен-Сакен. Спустя четыре года она умерла. В Казани прошла юность Толстого. Резкость и независимость суждений Толстого сохранялись на протяжении всей жизни. А отрицание традиционной исторической науки с новой силой проявилось в 1860-е в романе Война и мир. 12 апреля 1847 Толстой, разочарованный в университетском образовании, подал прошение об исключении из университета. Он отправился в Ясную Поляну, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных крестьян. Свой первый неудачный опыт хозяйствования он описал спустя несколько лет в рассказе Утро помещика (1856), герой которого Нехлюдов наделен чертами самого Толстого. Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Петербурге и в Москве. Он подробно анализирует в дневниках свои поступки и переживания, стремится выработать программу поведения, достигнуть успехов в различных науках и сферах жизни, в карьере. Из самоанализа в дневниках вырастает его художественная проза. Толстой в дневниках 1847–1852 тщательно фиксирует различные переживания и мысли в их сложных и противоречивых сцеплениях. Он холодно анализирует проявление эгоистичных настроений в высоких и чистых чувствах, прослеживает движение, перетекание одного эмоционального состояния в другое. Наблюдения над собой чередуются с описаниями внешности, жестов и характера знакомых, с размышлениями о том, как создавать литературное произведение. Толстой ориентируется на опыт психологического анализа писателей-сентименталистов 18 в. Л.Стерна и Ж.-Ж.Руссо, усваивает приемы раскрытия переживаний в романе М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени. В марте 1851 Толстой пишет Историю вчерашнего дня – отрывок, в котором детально описывает свои чувства. Это уже не просто дневниковая запись, а художественное произведение. В апреле 1851 едет на Кавказ, где шла война между русскими войсками и чеченцами. В январе 1852 поступает на военную службу в артиллерию. Участвует в сражениях и работает над повестью Детство. Детство было напечатано под заглавием История моего детства (это название принадлежало Некрасову) в 9-ом номере журнала «Современник» за 1852 и принесло Толстому большой успех и славу одного из самых талантливых русских писателей. Спустя два года также в 9-ом номере «Современника» появляется продолжение – повесть Отрочество, а в 1-ом номере за 1857 была опубликована повесть Юность, завершившая рассказ о Николае Иртеньеве – герое Детства и Отрочества. Своеобразие Детства и Отрочества тонко подметил литератор и критик Н. Чернышевский в статье Детство и отрочество. Военные рассказы гр. Толстого (1856). Он назвал отличительными чертами толстовского таланта «глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственную чистоту нравственного чувства». Три повести Толстого – не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни – детских игр, первой охоты и первой влюбленности в Сонечку Валахину, смерти матери, отношений с друзьями, балов и учебы. То, что окружающим кажется мелким, недостойным внимания, и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребенка занимают равное место. Обида на воспитателя Карла Ивановича, который убил над головой Николеньки муху хлопушкой и разбудил его, переживается героем не менее остро, чем первая любовь или разлука с родными. Толстой подробно описывает чувства ребенка. Изображение чувств в Детстве, Отрочестве и Юности напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого. Намеченные в дневниках и воплощенные в этих трех повестях принципы изображения внутреннего мира персонажей перешли в романы Война и мир, Анна Каренина и во многие другие более поздние произведения Толстого. Тема простоты и естественности как высшей ценности жизни и «спор» с «парадным», красивым изображением войны выражена в очерках Севастополь в декабре (1855), Севастополь в мае (1855) и Севастополь в августе 1855 года (1856). В очерках описаны эпизоды героической обороны Севастополя от англо-французских войск в 1855. Толстой сам участвовал в обороне Севастополя и много дней и ночей провел в самом опасном месте – на четвертом бастионе, который нещадно обстреливала вражеская артиллерия. Севастопольские рассказы Толстого – это не панорамное описание всей многомесячной гигантской битвы за город, а зарисовки нескольких дней из жизни его защитников. Именно в деталях: в изображении будней солдат, матросов, сестер милосердия, офицеров, горожан – Толстой ищет подлинную правду войны. Ключевой мотив севастопольских рассказов – противоестественность и безумие войны. В очерке Севастополь в декабре Толстой описывает не впечатляющую правильность боя, а страшные сцены страданий раненых в госпитале. Он использует прием контраста, резко сталкивая мир живых и прекрасную природу с миром мертвых – жертв войны. Например, рассказывает о ребенке, собирающем полевые цветы между разлагающимися трупами и трогающем ногой вытянутую руку безголового мертвеца.
Дальний предок Льва Николаевича, Петр Алексеевич Толстой – сподвижник Петра Великого, был жестокий, коварный и властолюбивый вельможа, человек большого государственного ума и огромной силы воли. За заслуги перед царем ему был пожалован графский титул.
По материнской линии Лев Николаевич относился к древнему роду князей Волконских.
Принадлежность к аристократии на протяжении всей жизни во многом определяла поведение и мысли Толстого.
В юности и в зрелые годы он много размышлял об особом призвании старого русского дворянства, хранящего идеалы естественности, личной чести, независимости и свободы. На склоне лет его стало тяготить свое привилегированное положение и бытовой уклад, непохожий на быт трудового, простого народа.
Очень рано, в полуторагодовалом возрасте, он потерял мать Марию Николаевну, женщину эмоциональную и решительную.
Толстой знал много семейных рассказов о матери. Образ ее был овеян для него самыми светлыми чувствами.
Отец, Николай Ильич, отставной полковник, дружил с декабристами Исленьевым и Колошиным. Он отличался гордостью и независимостью в отношениях с представителями власти. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни. От него он унаследовал увлечение псовой охотой, красоту и азарт которой много лет спустя Толстой выразил на страницах романа Война и мир в описании травли волка гончими старого графа Ростова.
Николенька научил маленького Левушку необычным играм, рассказывал ему и другим братьям истории о всеобщем человеческом счастье.
Толстые перебрались в Казань, где жила другая тетка, Пелагея Ильинична Юшковская.
Здесь в 1844 он поступил на философский факультет университета. Учился несистематично, пропускал лекции и в результате не был допущен к переводным экзаменам.
Не получив допуска к сдаче экзамена по истории, он в 1845 переходит на другой факультет – юридический.
Но и на этом факультете преподавали историю, занятия которой ему казались скучны и неприятны. Вновь начинает пропускать лекции по истории. Предавался со всей страстностью светским увеселениям и кутежам.
В это время с презрением относился к людям не светским, не аристократам. Брат Сергей называл его «пустячным малым».
Но не только светские увеселения увлекали Толстого. Он много размышлял о судьбах человечества, о месте наук в жизни. Его нелюбовь к истории – не свидетельство ограниченности. Как-то Толстой-студент заметил в разговоре с собеседником: «История... – это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен...».
В науках молодой Толстой искал прежде всего практического смысла. Его не интересовали знания, которые не могли быть применены в повседневной жизни. Именно такой, «бесполезной» представляется ему история. Подобный взгляд на науку вообще характерен для многих людей новой эпохи, мировоззрение которых формировалось в 1840-е.
Действительность разбила его замыслы. Крестьяне не понимали барина, отказывались от его совета и помощи. Толстой в первый раз остро ощутил огромную, непреодолимую пропасть, разделяющую его – помещика, господина – и простой народ. Социальные и культурные преграды между образованным сословием и народом стали одной из постоянных тем художественной прозы и статей Толстого.