Самая возвышенная часть Главной гряды — нагорье Бабуган. У подножия нагорья в дремучих лесах темного ущелья некогда находились владения Косьмо-Демьяновского монастыря. Он возник у источника Савлук-су (здоровая вода), с дотатарских еще времен слывшего целебным. Источник, скрытый от посторонних глаз стенами часовенки, бурлит и по сей день. А что касается монастыря, то его давно нет. Вначале он был мужским, но нравственность здешних монахов выла на такой «высоте», что стала предметом анекдотов и прибауток для всей округи. И вот церковные власти решили мужской монастырь ликвидировать, а на его месте учредили женский, который прекратил свое существование лишь в годы Советской власти. Кстати, в эти же годы в горно-лесном Крыму упразднено более десятка монастырей и скитов. Рядом с монастырем — леса бывшей царской охоты. На месте. Где «хозяин всея Руси» изволил застрелить выгнанного прямо на него оленя, ставился каменный столб с надписью об этом событии. Ни одного столба не сохранилось до наших дней. Но стоит на лесной поляне под сенью вековых деревьев памятник на могиле Данилы Фомича Седуна — славного егеря Крымского заповедника, грозы браконьеров, верного стража лесов и гор. Вот диалектика: один человек наедине с природой смягчается, возвышается, расцветает чувствами и душой а другой — дичает, звереет. Ружье в руках или топор рождает патологическую страсть по-звериному защищать зверя в себе от чьего бы то ни было посягательства. Седун и браконьеры на одной земле бок о бок жить не могли. В тот раз верх одержал дикарь. Но помнят Седуна Крымские горы, среди которых живет его душа. Его преемники продолжают охранять природу от хищников разных мастей. На поляне среди заповедных лесов симпатичные домики — поселок «Дубрава». Он был построен для зарубежных гостей, потом отдан пионерам. Сейчас пустует — пионерлагерь в заповеднике неуместен